Дмитрий Гусев: закон "О такси" необходимо срочно корректировать
20 сентября 2024
В Госдуме состоялось расширенное межфракционное заседание "Год реализации Федерального закона о такси: проблемы и пути решения". Его модератором выступил первый заместитель председателя Комитета ГД по контролю, первый заместитель руководителя фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" Дмитрий Гусев.
В заседании приняли участие представители всех фракций, вице-спикеры Госдумы, руководители профильных Комитетов ГД; представители Минтранспорта, Минэкономразвития, Минцифры, ФНС, ФАС, ВЦИОМ; участники рынка такси, представители общественных организаций – ИНСОМАР, "Национальный совет такси", РСА, "Объединение самозанятых России", "Союз потребителей РФ" и другие эксперты и общественники.
Дмитрий Гусев отметил, что закон о такси важный и нужный, но требует срочных корректировок. При этом он обозначил основные проблемы, которые сегодня существуют в отрасли:
- Более миллиона таксистов ушли в тень, работают через чаты в мессенджерах;
- При обсуждении закона предполагалось, что дополнительно порядка 80 млрд рублей в год должна принести легализация водителей. Сейчас это не соответствует действительности;
- Растет количество противоправных действий и насилия по отношению к пассажирам, а также к самим водителям;
- Цены на поездки выросли в полтора-два раза;
- Закон уравнял требования к таксопаркам и самозанятым водителям, сделав легальную работу последних невозможной. Особенно остро проблема ощущается в регионах;
- Таксопарковые водители работают по 12-14 часов в день. У них нет отпусков, больничных и социальных гарантий;
- Цены на поездки с детьми из-за детского кресла выше обычных тарифов. Это не соответствует государственным приоритетам, особенно в Год семьи;
- Полис ОСАГО можно приобрести на короткий период. Выехал на день – на день застраховался. А ОСГОП даётся только на год;
- Требования по локализации машин такси, когда регионам даётся право устанавливать, сколько машин в автопарках должно быть российского производства. Так люди, купившие зарубежные автомобили, будут вынуждены покупать новые.
На сегодня 600 тыс. водителей указали, что они самозанятые и получают доход в такси. При этом только 22 тыс. состоит в реестре. Соответственно, по разным подсчетам, у агрегаторов было еще минимум около одного миллиона водителей, которые работали, но сейчас они нигде не учтены.
Вступивший в силу в сентябре прошлого года новый закон о такси (580-ФЗ) упорядочил и легализовал деятельность крупных таксопарков и агрегаторов. Парламентарии всех фракций уверены, что первый шаг сделан. Теперь пришло время двигаться дальше и внести изменения в закон по отношению к тем, кто сегодня хочет получить дополнительный заработок для семьи на своей личной машине.
Получение разрешения на работу в такси во многих регионах значительно усложнилось: нигде кроме Москвы и Подмосковья не соблюдаются установленные сроки рассмотрения и выдачи разрешений. Связано это с полной неготовностью региональных органов власти к новому закону и отсутствию средств в бюджетах.
"Весь прошлый год мы наблюдали взрывной рост цен на услуги такси и много критики закона "О такси" со всех сторон. Пора подвести предварительные итоги его действия. Понять, что можно сделать, чтобы и пассажиры, и водители чувствовали себя услышанными", – подчеркнул Дмитрий Гусев.
Заместитель председателя Комитета ГД по экономической политике, депутат фракции "СРЗП" Михаил Делягин выразил уверенность в том, что при выстраивании баланса между поставщиками и потребителями услуг нельзя забывать главного участника процесса – организаторов рынка.
"Проблемы, порожденные законом о такси, очевидны: рост цен, появление дефицита, уход таксистов в тень с увеличением преступности", – отметил он, подчеркнув, что проблемы вызваны прежде всего непомерной алчностью руководителей отрасли.
Председатель Комитета ГД по финансовому рынку, депутат фракции "СРЗП" Анатолий Аксаков предложил скорректировать правила страховки ОСГОП для таксистов.
"Поскольку до принятия этих изменений страхование ответственности перевозчика (такси) носило добровольный характер, в каждом конкретном случае размеры возмещения и сама возможность зависели от конкретного перевозчика. После принятия закона будет возмещаться всеми такси в едином по всей стране порядке, в зависимости от ущерба для жизни и здоровья пассажиров такси, до четырех раз выше, чем это предусмотрено по ОСАГО. Сейчас работаем над возможным сокращением срока договора ОСГОП с года на меньший. Возможно установить некий сокращённый срок, учитывающий сезонное или иное временное использование транспортного средства в качестве такси. Самый маленький целесообразно начинать с месяца или 15 дней. Однодневный срок для такси не подходит", – пояснил он.
О том, что такси – социальный вид транспорта, напомнила депутат от КПРФ, член Комитета ГД по защите конкуренции Ирина Филатова. Как выразилась парламентарий, в РФ реализуются задачи, связанные с обеспечением услугами россиян разных слоёв населения, в том числе и слабо защищенных, к которым относятся инвалиды и многодетные семьи. И транспортные услуги для них – необходимый элемент улучшения качества жизни.
"В России такси относится к числу услуг, которыми часто или регулярно пользуются такие россияне. К сожалению, для семей даже с двумя детьми составляет большую проблему найти такси с двумя детскими креслами или бустерами, не говоря уже о трёх и более", – отметила она.
Депутат также обратила внимание на то, что такси с детским креслом стоит дороже, чем по обычному тарифу. Она уверена в том, что это недопустимо.
Такого же мнения придерживается представитель Социал-демократического союза женщин России Роксана Туманова.
Председатель Комитета Госдумы по малому и среднему предпринимательству, депутат фракции "Новые люди" Александр Демин упомянул о возможности использования автомобиля, работающего в такси, членами семьи и в личных целях, а также о необходимости стимулирования трудоустройства в такси водителей с российским гражданством.
О необходимости введения отдельного регулирования для Москвы и регионов, а также для самозанятых и таксопарковых водителей заявил заместитель председателя Комитета ГД по защите конкуренции Сергей Лисовский.
"Для обеспечения динамичного развития отрасли и устранения вновь выявленных тенденций, особенно в малых городах и сельских поселениях, по результатам правоприменения ФЗ-580, необходимо ввести раздельное правовое регулирование двух экономически различных моделей такси, действующих на рынке, – таксопарков и самозанятых перевозчиков с личными автомобилями, а также рассмотреть законодательное разделение для таксопарков и для самозанятых для поездок через приложения", – сказал он.
"Предъявлять одинаковые требования к такси в Москве и к такси в Сибири – это деструктивный подход, который толкает частный бизнес, а в особенности самозанятых водителей уходить в тень. Обязательность ежедневных медицинских и технических осмотров далека от реальной жизни и возможностей региональных властей, на чьи плечи легла ответственность за исполнение закона. Поэтому необходимость в корректировках отчетливо назрела", – уверен Заместитель Председателя Госдумы Борис Чернышов.
Председатель Комитета ГД по труду, социальной политике и делам ветеранов, депутат фракции ЛДПР Ярослав Нилов выразил мнение о том, что безопасность на рынке перевозок должна быть на первом месте.
"Как законодатели мы должны, в первую очередь, слышать отрасль и откликаться на проблемы людей в региональном разрезе. Однако и возникающие в самой отрасли вопросы должны быть услышаны и обсуждаться в широком формате", – сообщил он.
"Мы должны найти оптимальное решение, направленное и на обеспечение безопасности перевозок, и на создание полноценных условий для честных заработков простыми таксистами, которые своим трудом кормят свои семьи, поднимают на ноги детей", – отметил вице-спикер Госдумы, курирующий работу Комитета ГД по транспорту Шолбан Кара-оол.
В ходе заседания его участники поддержали усилия Минтранса РФ по нормализации регулирования в отрасли. В том числе обсуждался проект приказа о проведении предрейсового и предсменного контроля технического состояния транспортных средств. Общественность выразила готовность представить поправки в него, чтобы снизить барьеры для водителей в процессе их легализации.