СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ
Москва
Социалистическая политическая партия
«СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
ГлавнаяОбщественные приёмныеЛицаФото/ВидеоАрхивКонтакты

Цифровые платформы нужно "причесать"

10 октября 2024

В Госдуме определились, как будут регулировать цифровые платформы. По принципу "расчески", когда есть гребень – общий закон для всех цифровых платформ. И зубья – отраслевые законы. Гребнем и надо "причесать" цифровые платформы.

Законопроект Минэкономразвития "О платформенной экономике" вызвал серьезные обсуждения. Это не первая законодательная попытка установить рамки в этой сфере. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" провела в Госдуме межфракционный круглый стол, на котором инициативу обсудили все заинтересованные стороны. Участниками заседания стали депутаты всех фракций, сенаторы, представители органов исполнительной власти и крупнейших цифровых платформ, профсоюзы, общественники и эксперты рынка.

В процессе обсуждения было отмечено, что масштабный рост платформенной экономики демонстрирует назревшую необходимость законодательного регулирования отрасли со стороны государства, являющегося главным арбитром и беспристрастным защитником интересов всех представителей рыночных взаимоотношений.

Участники межфракционного круглого стола "Регулирование цифровых платформ. Всех вместе или по отдельности" представили свои концепции регулирования рынка цифровых платформ.

Главное, что было предложено:

● Необходимо выработать общие правила для всех цифровых платформ, как для новой формы экономических и социальных отношений. При этом необходимо отдельное регулирование разных отраслей экономики, учитывающее особенности каждой из них.

● В отраслевом законе "О маркетплейсах" нужно предусмотреть две модели ведения бизнеса. Первая – торговая деятельность с доставкой, предусматривающая ответственность перед потребителями. Она должна вестись по всем правилам торгового бизнеса. Вторая – выделение интернет-платформы, как "витрины" в отдельный бизнес, где собственник получает плату только за пользование платформой.

"Специфика платформ такая, что они постоянно меняются и совершенствуются. Необходимо гармонизировать весь набор инициатив и прийти к единой редакции, учитывая задачи правительства и возможности, которые имеются", – считает директор департамента цифрового развития и экономики данных Минэкономразвития России Владимир Волошин.

ФАС России концептуально поддерживает подход к законопроекту, но есть замечания

"Неясно, как понять основной доход платформы, чтобы определить ее посреднической, нет конкретики. Много несостыковок с законом "О конкуренции". Правовой статус платформы может меняться ежесуточно", – высказалась заместитель начальника управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России Надежда Шаравская.

Позиции парламентариев:

"Маркетплейсы – это недобросовестная конкуренция во многих сферах и риски. Связь производителя и потребителя размыта. Происходит вымывание качественных товаров. Маркетплейсы стали влезать в различные сферы деятельности. Превращаются в монополию. Это страшная вещь, огромный вред экономике. Маркетплейсы должны работать в рамках закона о защите прав потребителя в том или ином виде", – уверен единоросс, заместитель председателя ГД по защите конкуренции Сергей Лисовский.

"Сейчас идет работа над цифровым кодексом. Должна быть комиссия, которая будет все регулировать. Без межправкомиссии и без межминистерского взаимодействия мы будем долго толкаться", – отметил 1-й заместитель председателя Комитета ГД по информационной политике, информационным технологиям и связи, член фракции "Новые люди" Антон Ткачев.

Справедливороссы предлагают сконцентрироваться на защите трудовых прав работников цифровых платформ

"Мы убеждены, что трудовые права людей, которые вынуждены сегодня зарабатывать себе на хлеб через цифровые платформы, должны быть защищены. Они пашут круглые сутки, в выходные и праздники, но им не положены отпускные, никакая сверхурочная работа не фиксируется и не оплачивается. Как и больничный. Более того, им не засчитывается трудовой стаж. Это неправильно. Необходимо законодательно закрепить трудовые гарантии для работников цифровых платформ", – отметил руководитель фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" Сергей Мирнов.

"Цифровые платформы – новая сущность, которая никак толком не регулируется. Сейчас 10 млн человек вынуждены жить в зависимости от них, как от источника заработка. Это таксисты, продавцы на маркетплейсах, курьеры и другие. По оценкам экспертов, к 2030 году занятых в цифровой экономике будет порядка 15 млн человек – 1/4 трудоспособного населения. Люди зарабатывают копейки, работая по 16 часов, не имея никаких социальных гарантий. Нужно помочь отрегулировать цифровой рынок с учетом интересов обычных работяг", – уверен модератор круглого стола, 1-й замруководителя фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ", 1-й зампредседателя Комитета ГД по контролю Дмитрий Гусев.

Также Дмитрий Гусев уверен, что в отраслевом законе "о маркетплейсах" должны быть два варианта ведения бизнеса. Первый – торговля, организованная по всем принципам и правилам, как работают обычные магазины. Второй – интернет-платформа, без продажи каких-то своих товаров.

Представители цифровых платформ подтвердили, что регулирование отрасли необходимо

"Яндекс полностью разделяет подход к общему регулированию цифровых платформ. Дальнейшее регулирование необходимо спускать на уровень отраслевых законопроектов. Сейчас очень многие компании становятся различными по своей природе. Они являются и продавцами, и торговыми сетями, и цифровыми платформами. Опускание регулирования на уровень ведомства, которое занимается этой темой профессионально, будет правильным", – поделился директор по взаимодействию с государственными органами сервисов электронной коммерции "Яндекс" Дмитрий Русаков.

"С учетом этапа развития цифровых платформ, законопроект о платформенной экономике имеет огромное значение. При этом он должен учитывать интересы всех сторон платформенного бизнеса, включая партнеров и пользователей платформ. Wildberries рассчитывает, что отраженные в нем положения будут способствовать долгосрочному стабильному развитию всех участников экономических отношений, которые создают цифровые платформы", – отметил директор по связям с государственными органами Wildberries Евгений Этин.

"Предмет и цель этого закона – платформенная экономика, а попадают туда, например, социальные сети, поисковые выдачи, размещение информации. При дальнейшей доработке закона необходимо учесть уже имеющееся регулирование, должны быть учтены права пользователей", – убеждена Ирина Сиренко, вице-президент по связям с государственными органами VK.

"Наша компания (АВИТО) отличается от маркетплейсов по бизнес-модели. Есть отраслевое законодательство, которое нас регулирует. Если сейчас в законодательстве создается рамка для того, чтобы описать терминологический аппарат, тогда давайте выделим характерные признаки каждой платформы и в эту рамку включим, но регулировать разные сервисы все-так нужно в отраслевом законодательстве", – поделился представитель компании АВИТО Кирилл Сергашов.

Эксперты также предлагают разделить на законодательном уровне общие принципы регулирования, характерные для всех цифровых платформ, и частную их реализацию с учетом отраслевой специфики

"Нужен один общий для всех цифровых платформ закон, который мы назвали "Закон о цифровых джиннах", его концепцию мы представили 7 июля на круглом столе в ГД РФ. И, в случае маркетплейсов, частный отраслевой закон, концепцию которого мы также и тогда же представили под названием "Закон Морфеуса". Для их наполнения конкретикой необходимо выслушать предложения основных участников рынка, провести масштабное общественное обсуждение законопроектов", – считает председатель Союза "Цифровой Мир" Валерий Корнеев.

По итогам круглого стола будет подготовлена резолюция с предложениями участников заседания, которые нужно учесть при принятии закона. Документ направят в ФОИВы, депутатам, участникам рынка и представителям экспертного сообщества.

Добавь в закладки
Социалистическая политическая партия «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Региональное отделение партии в Москве

© 2006-2024